Толерантность, любовь, творчество

Теодор Герцль и Альфред Дрейфус. Две судьбы.

IMG_3054
Мюлуз, родной город Альфреда Дрейфуса. Настенная роспись "Знаменитые жители города"

Dreiländereck – область в верховьях Рейна, где сходятся границы трех стран: Германии, Франции и Швейцарии, - можно по праву назвать отправной точкой того мощного движения, результатом которого стало основание государства Израиль.
Все началось с того, что во французском городе Мюлузе (Mulhouse), из которого рукой падать до БАЗЕЛЯ и ФРАЙБУРГА , в 1859 г. в семье зажиточного еврейского фабриканта родился мальчик. Он носил имя Альфред и типичную для евреев Эльзаса фамилию Дрейфус (Dreyfus). Франция была первой европейской страной, предоставившей евреям равные права, и Альфред Дрейфус, ассимилированный еврей, сделал прекрасную военную карьеру: одаренный, трудолюбивый, полный здорового честолюбия, он быстро дослужился до звания капитана артиллерии.


IMG_3047
Капитан Альфред Дрейфус. Настенная роспись "Знаменитые жители города" в Мюлузе

IMG_3031
Синагога в Мюлузе, в которой, скорее всего,  бывал Альфред Дрейфус

Дрейфус состоял при генеральном штабе во французской столице, когда в его судьбе произошел трагический поворот. В сентябре 1894 года было обнаружено некое письмо немецкому военному атташе, извещавшее адресата, что ему отправлены секретные документы о вооружении французской армии. Почерк автора письма был, якобы, похож на почерк Дрейфуса. Вскоре Дрейфус, единственный еврей в генеральном штабе французской армии, был арестован по грубо сфабрикованному обвинению в государственной измене и шпионаже в пользу Германии, в то время как подлинный шпион благополучно избежал подозрений.

297766_AlfredDreyfus308131_252
Альфред Дрейфус до и после разжалования (на мундире срезаны пуговицы и сорваны эполеты)

298669_Degradation_alfred_dreyfus
Гражданская казнь Дрейфуса, рисунок  в «Le Petit Journal» от 13 января 1895 г.

Так возникло знаменитое «дело Дрейфуса», за ходом которого напряженно следила вся Европа. Францию захлестнула волна антисемитизма, газеты были полны антисемитскими карикатурами: «Предатель-еврей Дрейфус», «Богатые евреи хотят замять дело Дрейфуса» гласили заголовки. Исход процесса был предрешен: военный суд признал Дрейфуса виновным и приговорил его к разжалованию и пожизненной ссылке во французскую Гвиану, на Чертов остров (скалу длиной в две мили и шириной в полмили, единственными обитателями которой были заключенный и охранявшие его солдаты).
300328_Dreyfus_Ile_du_diable_96
Дрейфус на Чертовом острове, рисунок  в «Le Petit Journal»

5 января 1895 года на Марсовом поле в Париже состоялось разжалование и так называемая «гражданская казнь» Дрейфуса: над его головой была сломана шпага, с груди были сорваны военные ордена. Взбешенная толпа призывала убить Дрейфуса, но не Дрейфуса-«изменника», а Дрейфуса-еврея. Из тысяч глоток неслись крики «Смерть евреям!». Осужденный в продолжение всей этой чудовищной сцены громко заявлял о своей невиновности и посылал последнее прости "дорогой Франции". Ни тогда, ни позднее (а к дальнейшей судьбе Дрейфуса мы еще вернемся) он так и не понял, что его преступление было лишь в том, что он – еврей.
Зато многое понял один из многочисленных представителей прессы, собравшихся в тот день на Марсовом поле - парижский корреспондент крупной венской газеты «Neue Freie Presse». Этот корреспондент был во многом похож на осужденного: почти ровесник Дрейфуса (Герцль родился в 1860 году), он тоже был ассимилированным евреем, уроженцем Австро-Венгрии, сделавшим успешную карьеру, только не военную, а журналистскую. Его звали Теодор Герцль.

127481-050-E8080868
Теодор Герцль

В юности Теодор Герцль, полагал, что лучшее средство для исчезновения антисемитизма - ассимиляция евреев и их интеграция в христианское общество. Но столкновения с действительностью подрывали его веру в спасительную силу ассимиляции. Так в 1884 году Герцль получил степень доктора юридических наук и некоторое время проработал в судах Вены и Зальцбурга, но, будучи евреем, он не мог занять пост судьи. По этой причине Герцль расстался с юриспруденцией, занялся журналистикой и стал парижским корреспондентом венской газеты. По мере того, как в политических кругах Парижа журналист Герцль все чаще слышал антисемитские речи и высказывания, его взгляды на решение еврейского вопроса путем ассимиляции постепенно менялись. Решающим событием, потрясшим Герцля до глубины души и коренным образом изменившим его жизнь, стала гражданская казнь Альфреда Дрейфуса, свидетелем которой он стал. Он перестал считать, что антисемитизм - явление преходящее: «Я уверен, что нас не оставят в покое», и видел лишь один выход их тупика – создание еврейского государства.

P1000141
Отель «Drei Könige am Rhein» («Les Trois Rois»)в Базеле,
в котором жили участники 1-го Сионистского конгресса


14 февраля 1896 года, через год после того памятного утра на Марсовом поле, в свет вышла книга Герцля «Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса», в которой он изложил свою программу. В том же году были опубликованы переводы книги с немецкого на иврит, английский, французский, русский и румынский языки. А уже через полтора года после выхода книги, с 9 по 31 августа 1897 года, в Базеле состоялся 1-й Сионистский конгресс.


Basel_Part2_bild2a
Мемориальная доска на здании казино в Базеле в память о 1-м Сионистском конгрессе

Первоначально планировалось провести конгресс в Германии, в Мюнхене, однако это оказалось невозможным из-за противодействия ортодоксальной общины города: немецкие евреи, опасаясь, что открытая поддержка сионистского движения осложнит их жизнь, всячески препятствовали начинаниям Герцля. Тогда он избрал для проведения конгресса расположенный на границе с Германией швейцарский Базель. Так центром сионистского движения стал город, находящийся всего в нескольких десятках километров от Мюлуза - родины несчастного Дрейфуса. «Географический круг» замкнулся.
Местом проведения конгресса стало старое Казино (построено в 1824 г.), ныне концертный зал, находящееся рядом с Историческим музеем на Bärfüsserplatz. В память об этом событии на здании установлена мемориальная доска. Жили участники конгресса в отеле "Драй кёниге ам Райн"  («Drei Könige am Rhein» или на французский лад «Les Trois Rois»). Сегодня этот отель на берегу Рейна, близ старого моста Mittlere Brücke, - один из лучших в городе.

Herzl_Basel_1901
Теодор Герцль на балконе отеля «Drei Könige am Rhein» в Базеле. Старая открытка, 1901 г. 

На конгрессе присутствовали 204 делегата из 17 стран, председательствовал Теодор Герцль. «В Базеле я создал еврейское государство, - писал он в дневнике. – Если бы я сказал это сегодня, меня бы осмеяли. Возможно, через пять лет, и, безусловно, через пятьдесят лет, каждый увидит это сам». В своем вступительном слове Герцль сформулировал основные принципы политического сионизма и кратко определил главную задачу конгресса — «заложить краеугольный камень дома, который станет убежищем для еврейского народа». Первая официальная программа сионистской организации, принятая на конгрессе, так и называлась «Базельская программа». С 1898 по 1946 гг. Базель еще девять раз, чаще, чем какой-либо другой город, становился местом проведения сионистских конгрессов. Теперь вас не удивит, что «рехов Базель» - Базельская улица – есть во многих  израильских городах.

teo1
Теодор Герцль на балконе отеля «Drei Könige am Rhein» в Базеле. 1901 г.

teo3
Герцль выступает с речью на открытии Шестого сионистского конгресса в Базеле. 1903 г.

Напряженная работа подорвала здоровье Теодора Герцля. Он умер 3 июня 1904 г. от болезни сердца. Герцль завещал перенести его прах в страну Израиля - Эрец-Исраэль, после того, как еврейское государство появится на карте мира. В 1948 г. было создано государство Израиль, и желание основателя сионизма исполнилось: 23-й сионистский конгресс торжественно открылся в августе 1951 года у могилы Теодора Герцля на Горе Герцля в Иерусалиме. Со времени 1-го Базельского конгресса в 1897 г. до создания Израиля прошло, как и предсказывал Герцль, около 50 лет. День смерти Герцля, по еврейскому календарю каф таммуз (20-й день месяца таммуз), отмечают в Израиле как национальный день его памяти.


Могила Теодора Герцля на горе Герцля в Иерусалиме.
На надгробии написано одно слово "Герцль".


В то время как в Европе набирало силу сионистское движение, в деле Дрейфуса произошел новый поворот. Матье Дрейфус, брат осужденного, убежденный в невиновности Альфреда, приступил к агитации за пересмотр процесса 1894 года, но все его попытки терпели неудачи: общество, казалось, совершенно перестало интересоваться этим процессом, даже антисемиты о нем больше не говорили. Однако 15 ноября 1897 года Матье Дрейфус представил военному министру заявление, в котором утверждалось, что шпионом, т.е. истинным автором письма, из-за которого был осужден его брат, был не кто иной, как майор Генштаба Эстергази. Матье Дрейфус просил предпринять по этому делу дополнительное следствие. С этого момента вокруг "дела Дрейфуса" снова закипели страсти: антисемиты начали распространять слухи о еврейском синдикате, который намерен скомпрометировать Генеральный штаб, о майоре Эстергази говорили не иначе как о жертве еврейского заговора. По всей стране бесчинствовали погромщики.

51e98ac1bd
Карикатура Каран д'Аша «Семейный ужин», 14 февраля 1898 г.
«Давайте не говорить о деле Дрейфуса!»
Снизу: «Они о нём  все же поговорили…»


Суд, состоявшийся 11 января 1898 г., единогласно вынес майору Эстергази оправдательный приговор. Большинство французов с чувством удовлетворения встретили это неправедное решение, сторонники Эстергази в порыве восторга на руках вынесли его из зала суда. Но и у Дрейфуса нашлись бесстрашные защитники: 13 января 1898 года. в газете "L'Aurore" появилось открытое письмо писателя Эмиля Золя "Я обвиняю", адресованное президенту Французской республики Феликсу Фору. Писатель обвинял Генеральный штаб, военных министров, генералов, офицеров, и наконец, оба состоявшихся военных суда в том, что они сознательно губили ненавистного им невиновного Дрейфуса, чтобы выгородить преступника Эстергази.

011
Эдуард Мане. Портрет Эмиля Золя. 1868 г.

Свое смелое выступление Золя закончил словами: "Я жду" (суда над собой за клевету). Действительно, противники Дрейфуса выдвинули против писателя обвинение в оскорблении всей армии и военного суда. Несмотря на поддержку как внутри Франции (писатели А. Франс, Р. Роллан, Э. Гонкур; будущий премьер-министр Ж. Клемансо), так и за ее пределами (в России, например, в защиту Золя выступил А. Чехов), Золя был предан суду. 23 февраля 1898 г. суд присяжных признал Эмиля Золя виновным «в клевете на военный трибунал», приговорил его к году тюрьмы и 3000 франкам штрафа. Писатель вынужден был срочно уехать в Англию.

303924_L_AgitationAntisemite
Антисемитская демонстрция в Париже

Между тем во Франции начались новые, еще более сильные, антисемитские выступления: в Нанте толпа заставила почтмейстера по фамилии Дрейфус отказаться от своей службы; во многих городах еврейские лавки подвергались ограблению и уничтожались, а во французской колонии Алжире пролилась кровь.  Мыслящие люди всего мира были потрясены тем, что подобное могло иметь место в просвещенной Франции, и что ненависть к евреям определила поведение значительной части французского общества. Многие, наверное, помнят книгу Александры  Бруштейн "Дорога уходит в даль", в которой описывается, как близко к сердцу принимала российская интеллигенция  происходящее в далекой Франции.


301901_Anatole_France_Oseques_Zola
Писатель Анатоль Франс выступает в защиту Дрейфуса

В то же время такой взрыв антисемитизма, сопровождаемый сценами, которых Франция не знала с конца XVIII века, открыл глаза наиболее дальновидным политикам республики, и защитников Дрейфуса, которых стали называть дрейфусарами, с каждым днем становилось все больше. Различие во взглядах на дело Дрейфуса разводило вчерашних друзей и единомышленников, вносило раздор в семьи. Особенно важен был переход на сторону дрейфусаров лидера социалистической партии Жана Жореса, с необыкновенной энергией взявшегося за агитацию против "военной и клерикальной диктатуры", связавшего судьбу Дрейфуса с судьбой самой Французской республики. Дрейфусары, вслед за Жоресом, устраивали в стране многочисленные митинги, но "улица" по-прежнему принадлежала противникам Дрейфуса, которые называли сомневавшихся в его виновности изменниками, продавшимися евреям.

Dreyfus-rennes2
Процесс в Ренне

После смены кабинета министров дело Дрейфуса было снова принято к рассмотрению, и 7 августа 1899 г. в Ренне начался новый процесс. В переполненный зал суда вошел Дрейфус... Почти пять лет, проведенных на Чертовом острове в одиночестве (надсмотрщикам было запрещено с ним разговаривать) и тяжелых лишениях, а также тропическая лихорадка сделали свое дело. Сорокалетний, он выглядел стариком, был совершенно сед и едва понимал, что происходит. Отрезанный от всего мира, он один ничего не знал о “деле Дрейфуса” с момента своей высылки. Большинством голосов (5:2) судьи вынесли Дрейфусу очередной обвинительный приговор, сократив, однако, с учетом обнаруженных «смягчающих вину обстоятельств» срок его заключения до 10 лет. Сломленный бедами Дрейфус, по договоренности с судом, отказался от апелляции (за что многие сторонники его осуждали), после чего президент республики Э. Лубе, по представлению правительства, помиловал его.

307140_DREYFUS_rC3A9hab
Дрейфус (справа) среди офицеров после реабилитации

Оказавшись на свободе, Дрейфус взялся за перо и написал две книги о пережитом: «Письма невиновного» (1899) и мемуары «Пять лет моей жизни» (1901). Однако напрасно мы будем искать в сочинениях Дрейфуса осмысления первопричин случившихся с ним бед. По меткому выражению Клемансо, Дрейфус был единственным человеком, который так и не разобрался в «деле Дрейфуса».
В 1903 г. Дрейфус все же потребовал нового расследования, которое закончилось в июле 1906 г. его полным оправданием. Апелляционный суд провозгласил, что свидетельства против Дрейфуса были совершенно необоснованными и что для его реабилитации нет необходимости в дальнейшем судебном разбирательстве. Альфред Дрейфус был объявлен невиновным и восстановлен в правах. Он ненадолго вернулся в армию, получил звание майора, вскоре подал в отставку. Однако скандальное «дело» не забылось: в 1908 году, на церемонии перенесения праха Эмиля Золя в Пантеон, Дрейфус был ранен выстрелами журналиста-антидрейфусара. В годы 1-й мировой войны Дрейфус снова доблестно служил во французской армии и окончил войну в звании подполковника. Несмотря на выпавшие на его долю испытания, Альфред Дрейфус прожил довольно долгую жизнь: он умер в 1935 году, более чем на 30 лет пережив своего ровесника Теодора Герцля.

307344_Dreyfusanneedesamort
Последняя фотография Альфреда Дрейфуса. 1935 г.

Сегодняшняя Франция чтит своего верного сына Альфреда Дрейфуса. В Париже  ему установлен памятник: офицер в форме французской армии конца 19-го в. отдает салют обломком сабли (напомним, что саблю Дрейфуса была сломана во время его символической «гражданской казни»).Сначала памятник стоял в небольшом сквере на бульваре Распай, позднее его перенесли во двор Еврейского музея.  Существует мнение, что прах Дрейфуса следует перенести в Пантеон, где покоятся выдающиеся сыны Франции: ведь Дрейфус был великим патриотом своей страны, не утратившим веру в нее даже в крайних обстоятельствах.

2628265900_e94e80bbbe
Памятник Альфреду Дрейфусу во дворе Еврейского музея в в Париже

В еврейском мире существует свой взгляд на личность Альфреда Дрейфуса. Нет сомнений в том, что дело Дрейфуса стало одним из важнейших факторов, которые привели к возникновению сионистского движения: оно наглядно показало, что ассимиляция не является защитой от антисемитизма. И тем не менее, когда приходится слышать, что именно несчастный Дрейфус был истинным отцом сионизма, с этим трудно согласиться: Дрейфус был всего лишь жертвой истории, в то время как ее героем, одним из тех, кто определяет ее ход, был основатель сионизма Теодор Герцль.
promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
Поэтому я и чувствую себя на своём месте здесь, в Стране, несмотря на многочисленные сложности и проблемы.
Дай Бог, чтобы все было благополучно в Израиле. Я иногда думаю, что самое безопасное место на свете, это какой-нибудь необитаемый островок, вроде того, где бедняга Дрейфус отбывал заключение(.
Дорогая Марина! Сколько же нового я от тебя узнала.
Фамилии-то на слуху, но таких подробностей, конечно, не знала. Эмиль Золя! Какие люди были! Где они?
И хотя история с хорошим окончанием, всё-равно, - всё это очень и очень грустно.
СПАСИБО.
Спасибо, Галя! Золя был не только прекрасный писатель, но и человек бесстрашный и справедливый. а история повторяется, причем именно в невеселых аспектах, вот что грустно(.

Edited at 2015-02-05 07:43 am (UTC)
Спасибо, дорогой за ссылку, но должна заметить, что сионизм - это как раз совершенно светское движение, и более того - ультра религиозные евреи его решительно осуждают. Они считают. что нечего было людям возвращаться в Сион, надо было ждать прямых указаний Всевышнего. Особенно непримирима религиозная община Нетурей карта, которая выступает против существования Израиля. что не мешает ей базироваться именно там(.
Спасибо. И за этот пост, и за то, что ответили взаимным зафрендом:)
потрясающе! в общих чертах я эту историю знала, но у вас так подробно и с интереснейшими иллюстрациями.
спасибо! перепостила у себя
Спасибо, мне показалось интересным сравнить две истории, которые проходили параллельно)
Спасибо. Как раз вчера рассказывала студентам про дело Дрейфуса: о том как вполне благонамеренные буржуа могут превратиться в озверевшую толпу, о том, какой на самом деле тонкий культурный слой даже в "просвещенной" Европе ( в чем можно было и во вторую мировую удостовериться) и о том, что религиозная принадлежность и человеческая порядочность - разные понятия. Например, ультракатолик Шарль Пеги был активным дрейфусаром. Насущная оказалась тема((
просвещенность еще никого не спасала, взять хотя бы Хайдеггера того же. А уж если говорить о буржуа - то внешние признаки цивилизованности частенько маскируют варварство. Можно уметь элегантно пользоваться столовыми приборами и знать толк в сырах, и быть при этом примитивным дикарем с неразвитым и пластичным сознанием, которым легко манипулировать. (((
У Дрейфуса ведь были сын и дочь? А что вообще происходило с его семьей, пока на был на каторге?
Ни слова не встречала про семью. У меня сложилось впечатление, что он не был женат на момент процесса.
В истории с Дрейфусом еще и не политический смысл есть: никогда не стоит хвататься за первую подвернувшуюся правдоподобную версию, чего бы то ни было. У жизни - богатая гримерка. Хотя об этом столько написано, но мы все не учимся...
Так это еще не так плохо кончилась история. А сколько было смертных казней по ошибочному приговору!
Очень интересно, спасибо.
Кстати, кажется, Штейнзальц писал, что Герцль, когда ему пришла в голову мысль создать еврейское государство в Израиле, сначала обратился к психиатру - мол, не безумная ли это идея, - и начал воплощать её только после того, как психиатр уверил его, что эта идея нормальна.
Я этого не знала, спасибо за интересную подробность. со стороны действительно выглядело как маниакальная утопическая идея(.
Очень интересно, про Дрейфуса я кое-что знала, но здесь прочитала много нового.
Спасибо! ) Вообще про него много написано, мне хотелось параллель провести, потому и взялась.
В Хайфе нет улицы Базель, зато, как еще в некоторых городах, есть улица Дрейфус. А вот улица Герцль есть, я думаю, в каждом израильском городе. Именем Герцль одно время довольно часто называли детей, в последнее время я не встречал - нынче пошла совсем другая мода. )))
Ну поправим) Я помню рехов Герцль в Хайфе! Очень оживленная.

Edited at 2015-02-05 01:48 pm (UTC)