Изабелла Клавия-Турская

Музей набивных тканей в Мюлузе и "текстильное безумие" Второй империи

IMG_3205

Мюлуз (Mulhouse), город во французском Эльзасе, на границе с Германией и Швейцарией, не избалован вниманием туристов. Это не удивительно: в Мюлузе сохранилось мало старины, он разительно не похож на прочие эльзасские города  -  игрушечно-красивые, словно не тронутые временем. Бурный экономический рост города в 19 веке стал причиной того, что от старого Мюлуза мало что осталось. Однако в Мюлузе и его окрестностях есть интереснейшие музеи, в том числе - уникальный музей набивных тканей (Le Musée de l'Impression sur Etoffes).

IMG_3181
IMG_3174

Доски для набойки


Мюлуз называют "французским Манчестером". В 1746 году в городе была открыта первая текстильная мануфактура, а в первые годы 19 века мануфактуры Мюлуза уже снабжали тканями не только Францию, но и многие европейские страны. Особенно благоприятным стал для Мюлуза 1806 год, когда Наполеон ввел запрет на импорт тканей из Англии. Город рос, как на дрожжах, – фабрикам требовались все новые прядильщики, ткачи и красильщики.


IMG_3184
IMG_3183
Доски для набойки и образцы рисунков

Музей набивных тканей был основан в 1883 году на базе Музея промышленного дизайна, который ранее учредило Промышленное общество Мюлуза. Первоначально это была своего рода база данных для специалистов-практиков. Постепенно начала формироваться коллекция, включающая не только местные эльзасские образцы тканей и рисунков. В 1911 году музей был открыт для широкой публики. Сегодня в музее 6 000 000 образцов тканей и других экспонатов.

IMG_3190
Экскурсия началась!

Гордость музея – коллекция досок для изготовления набивных тканей. Очаровательная юная француженка ведет на английском языке экскурсию и на глазах у посетителей создаёт набивную ткань. Послушаем и посмотрим!

IMG_3165IMG_3175IMG_3177
IMG_3176IMG_3166IMG_3167
IMG_3173IMG_3169
Так делают набивную ткань

Набивной называют ткань, поверхность которой украшена печатным рисунком. Первоначально набивная ткань создавалась вручную - набивкой (набойкой). При изготовлении ранних набоек применялись небольшие деревянные доски, многоцветный узор набивался с нескольких досок.
Расправленный кусок ткани помещают на ровную поверхность, желательно каменную. Доску с вырезанным на ней орнаментом кладут в корытце с краской, а затем плотно прижимают к ткани, и на ней отпечатывается нужный цвет. Чтобы доска лучше соприкасалась с тканью, доску подбивают молотком. Если ткань многоцветная, процедуру повторяют несколько раз, помещая каждую доску на строго определение место, чтобы рисунок не сбился. Со временем рельефы на досках становились все более совершенными, рисунки, которые наносились с помощью ручной набойки, - более сложными и тонкими.

IMG_3180
Набивная ткань

IMG_3182
IMG_3186

Доски для набойки


IMG_3187
Набивная ткань со сложным рисунком

В начале 19 века ручную набойку заменяют машины, в которых используется печать с цилиндрического вала. Тем не менее, у ручной набойки остаются свои преимущества: ее отличает едва заметная "неправильность", это делает узор  живым и особенно привлекательным по сравнению с рисунком, который наносится механически, с помощью тканепечатающей машины. Поэтому в  наши дни эксклюзивные набивные ткани делают  по старинке, вручную,  любители набивных тканей могут овладеть этим искусством на специальных семинарах.

IMG_3199
IMG_3198
IMG_3197
Тканепечатающие машины

Распрощавшись с милой девушкой-экскурсоводом, отправимся на выставку.

Выставка "Текстильное безумие. Мода и декор Второй империи" (Folie Textile. Mode et décoration sous le Second Empire) проходит в музее до октября 2014 года. На выставке представлено около 230 экспонатов: одежда, мебель, образцы тканей, подготовительные рисунки, гравюры, литографии, книги, альбомы с эскизами.
Период Второй империи (время правления Наполеона Третьего,1852-1870)  был отмечен собственным стилем,  помпезным и эклектичным "вторым ампиром". Барон Осман перекраивает и перестраивает Париж, по проекту Шарля Гарнье возводится здание парижской Оперы, ставшее символом эпохи, в художественных салонах царствуют академики, гостиные заставлены тяжеловесной мебелью, нарядные платья с широкими кринолинами напоминают клумбы. В моде самые яркие цвета - лиловый, ярко-розовый, красный, в моде экзотические восточные мотивы, в моде крупные, пышные цветы. Они везде – на портьерах, на коврах, на обивке мебели, на юбках. Гостиные и спальни уподобляются цветущему саду.


IMG_3210
IMG_3216
IMG_3226
IMG_3223

На этой выставке нельзя не вспомнить  роман Эмиля Золя "Дамское счастье" (1882), в котором писатель с тщательностью натуралиста изобразил текстильный бум, охвативший Париж в  те  годы, и первые универсальные магазины, предлагающие дамам все блага текстильного рая, – машинные кружева, тесьму, шнур, бахрому и ткани, ткани, ткани… Поистине текстильное безумие! Полюбуемся тканями, вспоминая роман "Дамское счастье".

"Но особенно ошеломила их последняя витрина. Шелк, атлас и бархат были представлены здесь во всем разнообразии переливчатой, вибрирующей гаммы тончайших оттенков: наверху - бархат густого черного цвета и бархат молочной белизны; ниже - атласные ткани, розовые, голубые, в причудливых складках, постепенно переходящие в бледные, бесконечно нежные тона; еще ниже, словно ожив под опытными пальцами продавца, переливались шелка всех цветов радуги, - отрезы, свернутые в виде кокард и расположенные красивыми складками, точно на вздымающейся груди. Каждый мотив, каждая красочная фраза витрины была отделена от другой как бы приглушенным аккомпанементом - легкой волнистой лентой кремовых фуляров. А по обеим сторонам витрины высились груды шелка двух сортов: "Счастье Парижа" и "Золотистая кожа": шелка эти продавались только здесь и были из ряда вон выдающимся товаром, которому предстояло произвести переворот в торговле новинками..."

IMG_3217
IMG_3214
IMG_3212

"...- У нас будут и другие ткани, замечательные как по дешевизне, так и по качеству, - продолжал Муре певучим голосом. - Рекомендую вам, например, нашу "Золотистую кожу", это тафта несравненного блеска... У нас большой выбор шелков разнообразнейших расцветок и рисунков, они отобраны нашим закупщиком среди множества образцов. Что касается бархата, вы найдете богатейший подбор различных оттенков... Предупреждаю вас, что этой зимой будет модно сукно. Вы найдете у нас превосходные двусторонние ткани, отличные шевиоты..."

IMG_3211
IMG_3209
IMG_3222

"Вокруг них на хрупких изящных этажерках лежали вперемежку штуки шелка в длинных бумажных обертках кремового цвета, что делало товар похожим на брошюры необычайного формата. Всевозможные шелка, муар, атлас, бархат, переполнявшие прилавок, казались грядками скошенных цветов, настоящей жатвой изысканных и драгоценных тканей. Это был самый элегантный отдел, истинный салон, где товары, такие легкие, казались роскошной обстановкой..."

IMG_3207
IMG_3204
IMG_3203
IMG_3221

Выставка была устроена в глубине зала, вокруг одной из чугунных колонн, поддерживавших стеклянный потолок, и походила на водопад тканей, на кипящий поток, ниспадавший сверху и расширявшийся по мере приближения к полу. Сначала брызгами падали блестящие атласные ткани и нежные шелка: атлас а-ля рэн, атлас ренессанс, с их перламутровыми переливами ключевой воды; легкие кристально прозрачные шелка - "Зеленый Нил", "Индийское небо", "Майская роза", "Голубой Дунай". За ними следовали более плотные ткани: атлас мервейе, шелк дюшес, - они были более теплых тонов и спускались вниз нарастающими волнами. Внизу же, точно в широком бассейне, дремали тяжелые узорчатые ткани, дама, парча, вышитые и затканные жемчугом шелка; они покоились на дне, окруженные бархатом - черным, белым, цветным, тисненным на шелку или атласе, - образуя своими перемежающимися пятнами неподвижное озеро, где, казалось, плясали отсветы неба и окружающего пейзажа. Женщины, бледнея от вожделения, наклонялись, словно думали увидеть там свое отражение. Стоя перед этим разъяренным водопадом, они испытывали глухую боязнь, что их втянет поток этой роскоши, и в то же время ощущали непреодолимое желание броситься туда и там погибнуть..."

IMG_3202
IMG_3227
IMG_3220

"...Выставка летних шелков, расположенная в центре отдела, освещала, словно восходящее солнце, весь зал сиянием зари и переливалась самыми нежными цветами радуги - бледно-розовым, светло-желтым, ясно-голубым. Тут были фуляры прозрачнее облака; сюра - легче пуха, летящего с деревьев; атласистые китайские шелка, напоминающие нежную кожу китайских девушек. Были тут и японские понже, индийские тюсоры и кора, не говоря уже о легких французских шелках, полосатых, в мелкую клетку и в цветочках всевозможных рисунков, - шелках, вызывавших мысль о дамах в платьях с оборками, вышедших майским утром погулять под раскидистыми деревьями парка..."

IMG_3228

"Продолжая разговаривать, он уже несколько минут следил взглядом за Гютеном, не решавшимся расположить синие шелка рядом с серыми и желтыми; продавец несколько раз отступал назад, чтобы лучше судить о гармонии тонов. Наконец Муре вмешался.
— Чего это ради вы решили щадить их зрение? — сказал он. — Не бойтесь, ослепляйте их… Вот так! Красный! Зеленый! Желтый!
Он брал штуки шелка одну за другой, разматывал ткань, мял ее, создавая ослепительные гаммы. Всеми было признано, что патрон — лучший в Париже мастер по части витрин, он совершил подлинный переворот и в науке выставок был основателем школы броского и грандиозного. Он стремился к созданию лавин из тканей, низвергающихся из разверстых ящиков, и хотел, чтобы они пламенели самыми яркими, усиливающими друг друга красками. У покупательниц, говорил он, должно ломить глаза, когда они выходят из магазина."

IMG_3230
IMG_3229
IMG_3231
promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
Музей набивных тканей в Милюзе и "текстильное безум
Пользователь lady_ledy сослался на вашу запись в своей записи «Музей набивных тканей в Милюзе и "текстильное безумие" Второй империи» в контексте: [...] нал взят у в Музей набивных тканей в Милюзе и "текстильное безумие" Второй империи [...]
Спасибо за пост ! Очень интересно. Удивительные ткани : роскошь !
Глаза ломит - чистая правда. Посмотрела на фото, на котором в рамках образцы тканей, и сразу вспомнила про Павловопосадские платки. Проверила - узор из роз и георгин на черном фоне появился там в семидесятые годы девятнадцатого века. Видимо, художники отталкивались от французской моды.
Потрясающе реалистичные изображения цветов и листьев! Иногда, глядя на современные странные принты, хочется, чтоб такой роскошный рисунок оставался в моде.
Спасибо за рассказ.
Мода на цветы периодически возвращается, но таких реалистических рисунков сейчас нет, это правда. А жаль! Правда, для столь крупных цветов и платье должно быть соответствующее - длинное, с широкой юбкой.
Бесценный материал! Спасибо! С Вашего позволения, я буду использовать его в лекциях по рубежу веков.
Октав Муре, Дениза Бодю! Я до сих пор помню эти имена из "Дамского счастья", которым я зачитывалась в детстве). Спасибо, что вернули меня туда и за то, что показали нам эту несказанную красоту))
Ну надо же! Я не поехал в Мюлуз, потому что посчитал это неинтересным, но я слышал про этот город, что там крупнейший музей автомобилей. Мальчики налево, девочки направо.
Святая правда, Андрей. город не интересный. Достойны осмотра только шикарная ратуша и площадь вокруг нее с храмом. в котором прекрасные витражи. Но музеи - да, в автомобильном и железнодорожном не была. но для интересующихся этой темой они очень заманчивы. И вот никак не доберусь до музея обоев.

Какие ткани, какие краски, какие изящные узоры! Великолепные иллюстрации к "Женскому счастью" =)))))
). Так вот представишь, как выглядели гостиные, в которых собирались дамы в платьях из этих тканей!
О, господи, какой роскошный пост!
Я ткани люблю как-то даже чувственно. Хожу на одну улочку в Тель-Авиве, там только ткани продают и напитываюсь вдохновением, покоем.
А тут вы такую красотищу запостили. Спаибо!
Пожалуйста) к сожалению. вся информация была на французском, а на английском очень кратко, поэтому глубоко в тему не удалось проникнуть)
Марина, огромное спасибо вам за интересную экскурсию и чудесный рассказ! Получила истинное наслаждение! :) Я неравнодушна к таким вставкам, ткани и посуда всегда очень интересны для меня. :)
и вот представьте - музей, прекрасный двухэтажный особняк, почти пустой. Человек 10 там повстречалось.

Edited at 2014-08-09 01:44 pm (UTC)
Музей набивных тканей в Мюлузе и "текстильное безум
Пользователь inga_ilm сослался на вашу запись в своей записи «Музей набивных тканей в Мюлузе и "текстильное безумие" Второй империи» в контексте: [...] нал взят у в Музей набивных тканей в Мюлузе и "текстильное безумие" Второй империи [...]
Удивительно красиво! Рассматривала и ткани, и доски с огромным интересом. Спасибо за замечательную экскурсию!
Приятно, что Вам понравилось! На самом деле еще красивее)
Интересно очень! Даже не представлял себе, как это делается.
Название "набивные ткани" подсказывает, но куда их набивают и зачем, мы как-то не задумываемся)