"Венера" Боттичелли

По Италии с Павлом Муратовым: вилла "Ротонда" – образец на все времена

IMG_6577

После прогулки с Павлом Муратовым и его "Образами и Италии" по ВИЧЕНЦЕ, отправимся в окрестности города, где на  холмистом склоне Монте Берико стоит вилла "Ротонда" (1551—1567), шедевр Андреа Палладио и квинтэссенция палладианства, одно из самых знаменитых зданий в истории архитектуры. Воплощение благородной простоты, классической ясности и гармонии, вилла "Ротонда" вот уже более пяти веков вдохновляет  архитекторов во всем мире.

IMG_6578

Рассмотрим виллу. Построенная в пропорциях золотого сечения,  она почти лишена украшений, невелика по размеру и состоит из простых геометрических объемов. В центре здания - круглый зал, увенчанный куполом со световым фонарем, вокруг зала-ротонды  расположены четыре прямоугольные комнаты. Четыре одинаковых фасада с ионическими шестиколонными портиками напоминают об античной храмовой архитектуре, однако архитекторы античности  пристраивали портик только к главному фасаду, Палладио же сделал виллу совершенно симметричной. Высокий цоколь и широкие лестницы подчеркивают сходство виллы с античным храмом и придают зданию торжественность.
Вилла  меняла владельцев, потому ее официальные названия - вилла Альмерико-Капра или Альмерико-Вальмарана, но в историю архитектуры она вошла именно как вилла "Ротонда". О шедевре Палладио написано очень много. Мы, кроме Павла Муратова, возьмем в спутники еще двоих влюбленных в Италию путешественников - Иоганна Вольфганга Гете и Петра Вайля.


IMG_6620
IMG_6611

Гете путешествовал по Италии в 1786 - 1788 годах, и его путевые заметки были для современников Муратова такой же культовой книгой на итальянскую тему, как для нас - муратовские "Образы Италии". Примечательно, что Мстислав Добужинский, которого я цитировала в посте о Виченце, в 1923 году упоминает книги "начиная от Гете до Муратова". Сам Муратов в "Образах Италии" не раз цитирует "Итальянские дневники" Гете и сравнивает их автора с людьми эпохи Возрождения.
Изучавший в своих итальянских странствиях  греко-римскую античность Гете особенно интересовался творениями Палладио. В них он ощущал живительную силу возродившегося древнего мира. Виченца, город Палладио, была одной из важных целей его путешествия. «Чтобы оценить истинную красоту и гармонию пропорций этих великолепных сооружений, нужно видеть их своими собственными глазами», – записал Гете в дневнике после осмотра дворцов Виченцы.


IMG_6613
IMG_6601
IMG_6584

На вилле "Ротонда" Гете побывал 21 сентября 1786 года. "...Сегодня я посетил так называемую "Ротонду" - великолепный дом на живописном холме в получасе ходьбы от города. Это четырехугольное здание заключает в себе круглую залу с верхним светом. Со всех четырех сторон к нему поднимаешься по широким лестницам и всякий раз попадаешь в портик, образуемый шестью колоннами. Думается, что зодчество никогда еще не позволяло себе подобной роскоши. Пространство, занимаемое лестницами и портиками, много больше того, что занимает самый дом, ибо каждая его сторона в отдельности может сойти за храм. Внутри это строение я бы назвал уютным, хотя оно и не приспособлено для жилья. Пропорции залы поистине прекрасны, комнат - тоже. Но для летнего пребывания знатного семейства здесь, пожалуй, тесновато. Зато дом царит над всей округой, и откуда ни глянь - он прекрасен. А в каком разнообразии предстает перед путником весь массив здания вкупе с выступающими колоннами! Владелец полностью осуществил свое намерение - оставить потомкам майорат и в то же время чувственный памятник своего богатства. И если это здание, во всем своем великолепии, видно с любой точки окружающей местности, то вид из его окон тоже утеха зрению".
Примечательно, что при всем восхищении виллой, Гете отмечает, что она не вполне функциональна как жилище.
На эту тему, в свою очередь цитируя Гете, через двести с лишним лет шутил Петр Вайль: "Палладио упразднял сортиры, расширяя столовые".

IMG_6585
IMG_6581
IMG_6590

Павел Муратов в годы своих итальянских странствий (1908-1910) , скорее всего, посетил виллу не один раз: он видел ее "окутанную дымом весенних утр или золотящуюся осенними закатами." Тон его в описании виллы становится торжественным и возвышенным, будто он описывает не жилище, хоть и прекрасно построенное, а  храм вечной гармонии и красоты. Он совершает, по его собственным словам "палладианские паломничества".

"Для Палладио более всего важны /…/ те здания, где в неограниченности и вольности природы располагает он и объединяет в одно целое группу жилищ. Виллы Палладио являются в силу того истинным воплощением его гения. Бургер (немецкий искусствовед Фриц Бургер) подробно излагает в своей книге, как в отличие от разъединенных эффектов римско-флорентийской виллы, создал Палладио идеальное единство венецианской виллы, охватившей в живом движении портиков и лестниц все разнообразие надобностей и прелестей летней жизни. "Деревенская" архитектура Палладио была превознесена в XVIII веке - англичане и русские внешне подражали ей в своих поместьях, никогда не понимая, однако, ее сущности и никогда не достигая гармонического единства в различности назначений".

IMG_6580
IMG_6604
IMG_6622

"Участие скульптуры в искусстве Палладио велико. Есть какая-то тайна в необыкновенной "оживленности" тех статуй, которыми так щедро украшены его виллы. Палладио называет в своей книге много разных скульпторов, работавших для него и вместе с ним, но всегда один и тот же дух свойствен палладианской скульптуре. Динамизм его искусства выражается как-то заостренно в этих фигурах, которые любит он ставить на углах фронтонов и на оконечностях лестниц. Скульптура палладианских зданий не имеет мертвого силуэта. Она колеблется в нашем зрительном восприятии, как пламя свечи. Ею как бы исходят какие-то внутренние токи, питающие жизнь здания. Архитектура, как и живопись, может быть безвоздушна. В венецианском искусстве Палладио не могло отсутствовать ощущение воздуха. Каждое здание, построенное им, обращено к природе: оно дышит воздухом, и близость дыхания его ничто не выражает с такой явственностью, как трепетная живость палладианской скульптуры".

"Нигде не восхищаемся мы этой скульптурой больше, чем на вилле Ротонда. Опоясанная виллами Палладио Виченца, насчитывающая в своих ближайших окрестностях сохранившиеся или полуразрушенные виллы Финале, Квинто, Лизьера, Миега, Кампилья, гордится прославленной La Rotonda, расположившейся почти в самом городе, на первых склонах Монте Берико. Как и разыскания живописцев Виченцы, палладианские паломничества приводят нас на эту священную ее гору. Минуя вновь город, мы слегка поднимаемся по узким дорогам, вьющимся между садовых стен. Красноватый черепичный купол Ротонды, изгиб статуи, венчающей один из ее фронтонов, являются нам из-за поворота, и вслед за тем мы вступаем в пределы небольшой усадьбы".

IMG_6593
IMG_6610
IMG_6609

"Здесь пышно цветут весной огромные кусты сирени, высокой травой зарастает двор, и вьются по белой стене мелкие одичавшие розы. Ротонда погружена в сладостно-меланхолическое запустение, и окна ее, забитые досками, кажутся закрытыми навек. Местами осыпавшаяся штукатурка обнажила кирпич колонн, потемнел камень лестниц, и зелень легла в складках статуй. Не будучи руиной, Ротонда ушла от надобностей жизни и полно предалась артистическому бытию. Вступающему на ступени ее четырех портиков она являет всюду не называемые словами гармонии форм или серебристые разливы пейзажей. Это одно из чистейших мест созерцания, какие только есть в мире. Обращение к природе, которое всегда обозначено в сельской архитектуре Палладио с исключительной силой, выражено в творческой идее Ротонды. Не рассказывает ли он с величайшим простодушием, как четыре портика виллы задуманы им оттого, что он не решился предпочесть другому ни один из пейзажей, открывающихся оттуда во все четыре стороны".
"Для нас, посещающих вичентинскую виллу, окутанную дымом весенних утр или золотящуюся осенними закатами, какое разнообразие зрелищ являет она сама, когда обходишь ее кругом и видишь сменяющиеся перспективы арок, колоннад, фронтонов и лестниц, сквозящие голубизною неба или зеленью садов! Последние совершенства человеческого духа достигнуты здесь, и осуществлены последние слияния его с миром. Античность могла бы мечтать о благости этого последнего покоя, но и античность не знала бы тех сокрытых кипений творческой новизны - тех "биений сердца", которыми в неостанавливающемся движении прелестно смятенных палладианских статуй прерывается окончательная тишина виллы Ротонда".

IMG_6603
IMG_6606
IMG_6591

По всему видно, что вилла в то время пребывала в крайнем запустении, которое Муратов романтически называет "сладостно-меланхолическим", но запустению этому близился конец. В июне 1912 года вилла Ротонда стала собственностью семьи Вальмарана, которая вознамерилась спасти от обветшания обретенное архитектурное сокровище.
Муратов пишет: "Потомки славных нобилей XVI века продолжали строить дворцы и виллы, собирать картины и книги в последующие столетия. Благородная традиция Виченцы не прерывалась, и думаешь, что она не вовсе прервалась по сей день, когда слышишь, что знаменитейшая из вилл Палладио, гордость Виченцы Ротонда, перешла недавно, после многих чужих и случайных рук, в собственность семьи Вальмарана, владеющих рядом другой, замечательной в своем роде виллой" (имеется в виду соседствующая с "Ротондой" вилла ВАЛЬМАРАНА АИ НАНИ, о которой я уже рассказывала).
Новые владельцы выполнили свои намерения, но для этого им понадобились десятилетия. Лишь в 1976 году вилла и усадьба  обрели свой сегодняшний облик.  В 1980 году территория виллы была открыта для посещений, а с 1986 года по определённым дням недели можно  осмотреть ее интерьеры. Вместе с другими творениями Палладио в Виченце и окрестностях вилла "Ротонда" в 1994 году стала частью Всемирного Наследия ЮНЕСКО.


IMG_6592
IMG_6602
IMG_6596

Мне не удалось выяснить, когда именно побывал в Виченце Петр Вайль, посвятивший городу Палладио главу в своей книге "Гений места", очерки для которой они писал в 1990-е годы, но вилла уже наверняка выглядела так, как сегодня. В ту пору ее владельцем был Марио Вальмарана, профессор архитектуры Университета Виргинии в США и специалист по творчеству Андреа Палладио. Марио Вальмарана умер в 2010 году, всего на год пережив автора "Гения места", ныне вилла принадлежит Лодовико Вальмарана.
Вайль очень доходчиво, афористично и остроумно, со своей неизменной веселой ироничностью объясняет суть палладианства.

"В Падуе родился и в Виченце развернулся Андреа Палладио — единственный архитектор в мировой истории, чьим именем назван стиль. Чтобы не вдаваться в архитектурные подробности, проще всего вызвать в воображении Большой театр или районный Дом культуры — они таковы благодаря Палладио. И если составлять список людей, усилиями которых мир — по крайней мере, мир эллинско–христианской традиции от Калифорнии до Сахалина — выглядит так, как выглядит, а не иначе, Палладио занял бы первое место".

IMG_6597
IMG_6594

"Палладианские здания — архитектурное эсперанто, пунктир цивилизации. Самое представительное сооружение на свете — широкие ступени, ряд колонн, треугольник с барельефом, высокие окна: там тебе непременно что–нибудь скажут, объяснят, покажут. Одинаковые парламенты, суды, театры, музеи, особняки и
виллы покрыли планету задолго до “Макдональдса” — назойливые, но необходимые ориентиры. Огонек в лесу. Хуторок в степи. “Земля–я–я!!!”
"Обилие огромных зданий на узких улицах маленькой Виченцы производит впечатление переполненности, близкой к взрыву: город набухает архитектурой, как бомбажная консервная банка. Собственно, взрыв уже произошел, и брызги долетели до самых дальних окраин — застыв оперным театром в Буэнос–Айресе и колхозным клубом в Читинской области".

IMG_6612
IMG_6605

…“Ротонда” — не столько дом, сколько некая театральная сцена./…/ Умножение, тиражирование впечатлений и ощущений Палладио закладывал в своей работе. Вилла “Ротонда” — не просто театральная сцена, но четыре одинаковые сцены, обращенные на разные стороны света, к любым ветрам, ко всем временам года. Как говорил сам архитектор, он не мог выбрать, какой пейзаж красивее, оттого и соорудил четыре равных входа со всех сторон".
"Круглый зал, вписанный в квадратный план здания, решал пифагорейскую задачу квадратуры круга: божественное совершенство — в материальной человеческой вселенной".
"…Виллы Палладио очень хороши снаружи. Палаццо и вилла — разница между фасадом и силуэтом. В городе значим только фасад, за городом — силуэт. Вписывание цивилизации в природу предвосхищает Руссо и прочее просветительство. Парк вокруг виллы переходит в сад, сад — в леса и поля. В Венето невысокие холмы скрывают мачты электропередач и отдаленные многоэтажки, автострады кажутся ручьями: ничто не нарушает сельскохозяйственной пасторали, тем более и растет кругом та же кукуруза".

IMG_6586
IMG_6589

Скорее всего, стиль Вайля шокировал бы Муратова, и уж тем более Гете, а образ палладианского колхозного клуба в Читинской области не на шутку расстроил бы Павла Павловича, но с определением палладианства, которое дает Вайль, они оба, наверное, могли согласиться: "Секрет распространения (палладианства) — прежде всего во внятных радикальных трактатах, пользуясь которыми даже посредственность могла воздвигнуть нечто значительное. Палладио вывел алгоритм, и произошло воровство простоты".

IMG_6575

Пофантазируем немного. Представим себе, как ранней осенью 1786 года приезжает в экипаже   на виллу  Иоганн Вольфганг Гете, как пешком, истинными паломниками, " по узким дорогам, вьющимся между садовых стен" поднимаются к "Ротонде" Павел Муратов и его спутник по итальянским странствиям Борис Константинович Зайцев. Ему "в воспоминание о счастливых днях" посвятил Муратов "Образы Италии". Вообразим, как в автомобиле подкатывает к воротам усадьбы Петр Вайль, его сопровождает жена Эла, которой посвящена книга "Гений места".
Ни в коем случае не равняю себя с великими, но вот и я октябрьским солнечным полднем 2012 года, будучи проездом в Виченце, выскакиваю из такси и присоединяюсь к туристам, ожидающим, когда откроются ворота, и мы попадем в "одно из чистейших мест созерцания, какие только есть в мире" (П. Муратов).

IMG_6615

IMG_6618
promo marinagra february 28, 2015 07:47 227
Buy for 20 tokens
"Главная линия этого опуса ясна мне насквозь!" - говорил кот Бегемот. Главная линия литературно-художественного котоальманаха "Коты через века" - образы котов в культуре разных стран и эпох. Вы узнаете о котах в фольклоре, живописи и графике, поэзии и прозе, мультипликации и…
Какая красота и как я люблю Вайля)
). а вот бедного Гете никто сейчас уже не любит, и даже в немецкой школе толком его не проходят). Дистанционно чтят, но не читают)
Вот она какая, эта Ротонда. Действительно, стиль узнаваемый, даже слишком.

Если быть честным, мне больше понравились " узкие дороги, вьющиеся между садовых стен" и остальные строения виллы. Главное здание действительно неотличимо от колхозного дома культуры или помещичей усадьбы.

Но природа и виды там совершенно потрясающие, особенно вот на этом снимке:





Edited at 2014-07-03 02:46 pm (UTC)
))). Не здание неотличимо, а колхозные клубы и усадьбы копируют его, но как правило с гораздо меньшим успехом - пропорции-то не те)))), Как говорится, Федот да не тот.
Могу только еще раз процитировать Вайля: "Секрет распространения (палладианства) — прежде всего во внятных радикальных трактатах, пользуясь которыми даже посредственность могла воздвигнуть нечто значительное. Палладио вывел алгоритм, и произошло воровство простоты".
Местность действительно дивная.
Заступлюсь за Гете
Меня ночью разбуди, я вспомню:
Wer reitet so spät durch Nacht und Wind?
Es ist der Vater mit seinem Kind;
Er hat den Knaben wohl in dem Arm,
Er faßt ihn sicher, er hält ihn warm.
.
Re: Заступлюсь за Гете
Но это единственное произведение из наследия Гете, которое знают все в Германии, - его в начальной школе учат наизусть. Эрлкёниг и Лореляй.
Чтобы сказал Павел Павлович, побывав в московском районе Перово) Его Жолтовский весь в паладианском стиле застроил,
Какой удивительный свет в Италии. Кажется, нигде больше нет такого.
вообще что сказал бы Павел Павлович, если бы остался в СССР и увидел советское палладианство в полной красе)
Свет осенний. мягкий, но при этом южный. Порой думаешь о том. что и античная архитектура. и вслед за ней архитектура Палладио рассчитаны не только на теплый климат (что примечал тот же Вайль), но и на интенсивный южный свет. еще и поэтому перенос палладианства в Читинскую область проблематичен)
Марина! Спасибо за пост. Много узнаЮ нового от вас и это очень интересно:) Очень хорошо, что много фотографий, это дает возможность почувствовать эту красоту.
Спасибо, Рая, я старалась в разных ракурсах представить виллу, чтобы передать вспечатление.
Интересно, а что скульптуры гусей символизируют?
Честно не знаю. Может просто так - жилище-то сельское, буколики такие... А может как-то связано с заказчиками - Альмерико.
А Вы внутри здание осматривали? Дело в том, что, как следует из информации на сайте, внутри пускают не каждый день, а иногда трудно под такое расписание подстроиться. Проще говоря, нужно либо кровь из носа, но попасть внутрь или палладианским шедевром достаточно снаружи полюбоваться?
Я не могла подгадать, была связана с определенными датами, это был или четверг или пятница, в этот день внутрь не пускали, действительно внутрь пускают пару раз в неделю, да и на территорию не всегда с утра, то ли там днем перерыв. Я как раз подгадала к моменту, когда начнут пускать на территорию. Лучше, конечно, постараться пропасть и внутрь, там интересные интерьеры.
Re: современник Палладио - перевод
Перевод Державина (1807)

.
Задумчиво, один, широкими шагами
Хожу, и меряю пустых пространство мест;
Очами мрачными смотрю перед ногами,
Не зрится ль на песке где человечий след.

5 Увы! я помощи себе между людями
Не вижу, не ищу, как лишь оставить свет;
Веселье коль прошло, грусть обладает нами,
Зол внутренних печать на взорах всякий чтет.

И мнится мне, кричат долины, реки, холмы,
10 Каким огнем мой дух и чувствия жегомы
И от дражайших глаз что взор скрывает мой.

Но нет пустынь таких, ни дебрей мрачных, дальных,
Куда любовь моя в мечтах моих печальных
Не приходила бы беседовать со мной.
По Италии с Павлом Муратовым: вилла "Ротонда" – об
Пользователь f_a_i_r_l_a_d_y сослался на вашу запись в своей записи «По Италии с Павлом Муратовым: вилла "Ротонда" – образец на все времена » в контексте: [...] взят у в По Италии с Павлом Муратовым: вилла "Ротонда" – образец на все времена [...]
Марина, как здорово, что Вы решили проиллюстрировать Муратова своими снимками!
Мне у Муратова всегда не хватало именно иллюстративного материала.
Обязательно сохраню Ваши посты, чтобы заглядывать в них, когда захочется перечитать "Образы Италии".
Спасибо, к сожалению, не всегда совпадает книга и фотоматериал - где-то не хватает фотографий, или они сделаны давно и несколько устарели по качеству, а в каких-то случаях я забралась в места, о которых Муратов не пишет. Я с удовольствием объездила бы Италию с фотоаппаратом, действительно по следам Муратова. Связь текста - стихов или прозы - с реальным местом - это тема, которая меня очень занимает.
По Италии с Павлом Муратовым: вилла "Ротонда" – об
Пользователь obgoweb сослался на вашу запись в своей записи «По Италии с Павлом Муратовым: вилла "Ротонда" – образец на все времена » в контексте: [...] взят у в По Италии с Павлом Муратовым: вилла "Ротонда" – образец на все времена [...]
По Италии с Павлом Муратовым: вилла "Ротонда" – об
Пользователь feedpecosleft сослался на вашу запись в своей записи «По Италии с Павлом Муратовым: вилла "Ротонда" – образец на все времена » в контексте: [...] взят у в По Италии с Павлом Муратовым: вилла "Ротонда" – образец на все времена [...]
По Италии с Павлом Муратовым: вилла "Ротонда" – об
Пользователь splashyk сослался на вашу запись в своей записи «По Италии с Павлом Муратовым: вилла "Ротонда" – образец на все времена » в контексте: [...] взят у в По Италии с Павлом Муратовым: вилла "Ротонда" – образец на все времена [...]
По Италии с Павлом Муратовым: вилла "Ротонда" – об
Пользователь vasilia_10 сослался на вашу запись в своей записи «По Италии с Павлом Муратовым: вилла "Ротонда" – образец на все времена » в контексте: [...] взят у в По Италии с Павлом Муратовым: вилла "Ротонда" – образец на все времена [...]
Спасибо за интересное путешествие!